Искусство речи










Звук [С] 

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Это двустишие Самуила Яковлевича Маршака из «Азбуки в стихах» отнесено к девятнадцатой по счету букве алфавита -  С, которая, как известно, и символизирует на письме звук [С].

Словарь дает следующее определение звука: «Элементарная единица речи с присущими ей акустическими свойствами».

Акустические и артикуляционные свойства звука [С] проявляются в следующем: это глухой согласный щелевой, переднеязычный звук, входящий в группу свистящих звуков наряду со звуками [СЬ], [З], [ЗЬ] и [Ц].

Правильная артикуляция звука [С], на первый взгляд, довольно проста: губы  в легкой улыбке, зубы на расстоянии 1,5 миллиметров, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, чуть приподнята к альвеолам; посередине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемая воздушная струя; боковые края прижаты к внутренней стороне верхних зубов. Голосовые связки раскрыты, и голос не образуется, поэтому звук глухой. Выдыхаемая воздушная струя холодная.

Однако простота эта обманчива, так как для произнесения звука [С] необходимо слаженное взаимодействие органов артикуляции. На правильность произнесения звука [С] оказывает влияние множество факторов. Прежде всего, это состояние подвижности кончика языка, иннервации, прикуса и физического слуха.

Звук [С] появляется на третьем году жизни ребенка. Однако не все дети одинаково овладевают правильным произношением. Звук [С] зачастую оказывается капризным, и формирование его правильной артикуляции затрудняется. Для овладения правильным произношением, прежде всего, следует прибегнуть к так называемому вызыванию звука. С этой целью следует продемонстрировать ребенку правильную артикуляцию, т.е. показать ( лучше перед зеркалом, когда ребенок и взрослый могут контролировать работу органов артикуляции) правильное положение губ и языка во время произнесения звука. Если удается вызвать правильный звук, следует закрепить его изолированное произношение, затем добавить гласные звуки – а, ы, э, образовав открытый, или прямой, слог, и поупражняться в произнесении слогов. Следующими этапами закрепления правильного произношения, или автоматизации, являются произнесение слов различной слоговой структуры, построение фраз и связного высказывания, содержащих максимально возможное количество слов с данным звуком.

Следует признать, что вызывание звука является самым легким способом достижения результата. Но не всегда бывает достаточно только показа. Чаще всего при запаздывании сроков формирования правильного произношения требуется более серьезная работа. В случае со звуком [С] эта работа включает выработку длительной, направленной воздушной струи. Для этого следует попросить ребенка просунуть широкий передний край языка между зубами и легонько подуть на кончик языка (или на кусочек ваты) так, чтобы воздух шел по образовавшемуся посередине языка желобку. Это так называемый межзубный звук, который выступает в роли помощника в процессе усвоения правильной артикуляции. Когда звук будет достаточно четким, следует «спрятать» кончик языка за нижние зубы и «посвистеть» как полагается. А затем – уже упоминавшаяся выше автоматизация.

Необходимо заметить, что неоценимую помощь в достаточно непростой работе над правильным произношением оказывает артикуляционная гимнастика.

 

Иногда ребенок самостоятельно овладевает произношением звука [С], не соответствующим принятой норме. В зависимости от того, что может помешать выполнению сложных и тонких движений языка, можно выделить некоторые виды нарушенного произнесения звука [С], или сигматизма.

Межзубное произнесение.

При межзубном произношении кончик языка находится не за нижними зубами, а просовывается между верхними и нижними резцами. Как правило, такому положению органов артикуляции способствуют вялость кончика языка и нарушение прикуса. Возможно, некоторое влияние может оказывать и длительность пользования соской («пустышкой»). Для коррекции межзубного произношения необходимо закрепить положение кончика языка за нижними зубами. С этой целью необходимо выполнять артикуляционную гимнастику, способствующую укреплению кончика языка. Иногда для уточнения или постановки произношения приходится прибегать к механической помощи: с помощью специального зонда или медицинского шпателя кончик языка удерживается за нижними зубами, а направленная на него воздушная струя позволяет произнести звук, соответствующий норме.

Боковое произнесение.

Данный вид сигматизма выражается в том, что воздушная струя идет не к средней линии передних зубов, а отклоняется вбок, либо проходит по обеим сторонам языка. Часто боковое произношение свистящих звуков сочетается с таким же произношением шипящих, звуков [РЬ] и [ЛЬ], переднеязычных [ДЬ], [ТЬ] и даже мягких заднеязычных [ГЬ], [КЬ]. Как правило, эти нарушения имеют органическую основу и связаны с парезом  языка. В этом случае требуется длительная коррекционная работа.

Призубное произнесение.

Призубное произношение возникает в том случае, если кончик, находясь на уровне щели между верхними и нижними зубами, закрывает проход воздушной струе, которая как бы натыкается  зубы. Поскольку спинка языка не выгнута, желобок, по которому должен идти воздух, не образуется. В результате слышится некий шум, мало похожий на свист, либо произносится звук, близкий к [Т]. В этом случае выручает механическая помощь: кончик языка опускается за нижние зубы, а образовавшаяся между зубами щель позволяет пропустить воздушную струю.

Замена на шипящие звуки.

Недостаток произношения, при котором звук [С] заменяется звуком [Ш], связан с неправильным положением кончика языка, когда он оттянут в глубь рта и не упирается в нижние зубы. Спинка языка выгнута и приподнята к твердому небу, в результате чего слышится звук [Ш], как правило, с мягким оттенком. Приемы исправления нарушенного произношения в данном случае сходны с теми, которые используются в коррекции призубного произнесения. После закрепления правильной артикуляции звука [С] необходимо провести дифференциацию (различение) [С] и [Ш].

Встречаются также и другие варианты нарушенного произношения звука [С], такие, как носовое и губно-зубное произнесение. Приемы исправления сходны с вышеописанными. Следует заметить, что… (целесообразно получить консультацию логопеда, а в более серьезных случаях необходимо провести коррекционную работу, которую осуществляет логопед, а родители закрепляют полученные навыки).

Правильное произнесение звуков [СЬ] ,[З], [З’], [Ц] формируется на основе умений, полученных в результате работы над звуком [С].

 

Яндекс.Метрика