Искусство речи










Первый год жизни

Знаменуя свое появление на свет криком, маленький человечек начинает осваивать ЖИЗНЬ!

Крик и лепет, являющиеся основными проявлениями речевого развития на первом году жизни, служат подготовкой для последующего развития речевой системы.

Крик новорожденного запускает механизм развития систем  речевого аппарата: дыхательной, голосовой, артикуляторной. Поначалу в звуковом потоке, осваиваемом ребенком, трудно выделить те или иные звуки. К началу 3-го месяца появляется гуление, а в 3 – 4 месяца – лепет.

Появление лепета в ответ на эмоциональное обращение взрослых, прежде всего, мамочки, способствует развитию произносительной системы. Если у младенца все в порядке, он готов петь и щебетать весь период бодрствования! В результате более устойчивыми становятся артикуляции отдельных звуков, среди которых наблюдается чередование согласных и гласных звуков.

Многократное повторение одних и тех же сочетаний подкрепляется участием слуха. По мере развития слухового восприятия ребенок начинает подражать речи окружающих, сначала повторяя за взрослыми уже произносимые им звукосочетания, а к 7 – 9 месяцам усваивает не знакомые доселе. Следует обратить внимание на определяющую роль речевого окружения ребенка,  правильность обращенной к нему речи, соответствующей его потребностям и все возрастающим возможностям.

В конце первого года жизни ребенку доступно усвоение первых слов. В этот период он овладевает словами, представляющими собой нерасчлененные звукоподражания, делая акцент на интонации и ритме сопровождения того или иного звука. Усвоение первых слов накладывается на все возрастающую способность понимать речь окружающих. Постепенно развивается и внимание к артикуляции говорящих.

Произношение большинства звуков речи, которое усваивается в этот период, доступно ребенку из-за близости артикуляции к двигательным рефлекторным реакциям, таким, как глотание, сосание, жевание. Первые четкие звуки, вычленяемые в лепете, являются наиболее простыми в артикуляционном отношении: гласные а, у, и; согласные – м, п, б, н, т, д, к, г и некоторые другие.

По мере развития органов артикуляционного аппарата  и слуха количество произносимых ребенком звуков увеличивается, улучшается и качество их произношения.

Таким образом, речевое развитие ребенка первого года жизни служит подготовкой к формированию речевой системыв целом. Интенсивное развитие слухового и зрительного восприятия, которое осуществляется посредством эмоционального общения с окружающими, способствует формированию навыков понимания, воспроизведения и совершенствования речи.

 

Яндекс.Метрика