Искусство речи










Механизмы овладения навыком чтения

Процесс чтения включает перевод пространственной последовательности графических знаков во временную последовательность звуков.

Чтение считается рецептивным процессом, т.е. процессом восприятия. Перед обучающимся чтению стоит несколько задач:

  1. техническая, включающая осуществление прослеживания слева - направо по строке, обратное движение взора для уточнения некоторых моментов; при прослеживании происходит поиск опорных слов, фиксация взора на знаках, словах;
  2. необходимость усвоения символического значения буквы как обозначения фонемы;
  3. узнавание слова через воспроизведение его звуковой формы - центральная операция, без которой чтение не существует;
  4. соотнесение слов между собой.

В психологической литературе выделяют две стороны процесса чтения: с одной стороны, восприятие буквенных значков, соотнесение зрительного образа слова и его слухопроизносительного образа, т.е. техническая сторона процесса чтения, с другой стороны – понимание читаемого.

Процесс овладения чтением – это процесс формирования навыка, а потому он подчиняется основным закономерностям формирования этого навыка. Прежде чем превратиться в автоматизированный акт, чтение проходит ряд этапов. Эти этапы качественно отличаются друг от друга, однако строгих граней они не имеют, а переходят постепенно один в другой. Существуют так называемые переходные периоды, где встречаются черты как предыдущего, так и последующего этапа.

Известный советский психолог Т.Г.Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: овладение звуко - буквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических приемов чтения; синтетическое чтение.

На первой ступени дети получают представление о фонеме, делят слоги и слова на звуки. Выделенный из устной речи звук соотносится с его оптическим символом, буквой. Задачи этого периода включают формирование функции фонематического анализа и синтеза, образование фонематических представлений, дифференциацию звуков, различение и усвоение зрительного образа буквы и соотнесение со звуковым обозначением, слияние звукобукв в слоги и слова, понимание прочитанного слова. Элементом зрительного восприятия на этой ступени является еще не слог, а буква. Ребенок должен узнать букву, соотнести ее со звуком, а затем воспроизвести слог слитно, как единое целое.

В оптическом плане это пока побуквенное чтение, так как ребенок, прежде чем прочитать слог, воспринимает сначала одну букву слога, затем другую, мысленно объединяет их в звуки и потом прочитывает слитно слог. Буквенное чтение сохраняется довольно долго и носит скрытый характер.

Понимание читаемого отдалено по времени от процесса восприятия. Так зрительный образ слова вначале не вызывает у ребенка ассоциаций с его значением. Осознание прочитанного происходит лишь после его звукового воспроизведения. Кроме того, слово часто не совпадает со звуковым образом в устной речи (вода – "вада"), что еще более затрудняет понимание.

Чтение предложений также характеризуется своими особенностями. Оно представляет собой изолированное чтение слов определенной последовательности, фразовые интонации отсутствуют. Чтение предыдущего слова обычно не влияет на чтение последующего. Догадка имеет место лишь в пределах одного слова.

Первая ступень овладения чтением характеризуется своими определенными трудностями: 1) различением зрительного образа буквы; 2) дифференциацией звуков и соотнесением буквы со звуком; 3) слиянием звуков в слоги. Слияние звуков в слоги звуков в слоги представляет для детей наибольшую трудность. При простом знакомстве с буквой ребенок связывает с ней только одно типовое звучание. В процессе же чтения слогов или слов этой букве соответствуют различные звучания в зависимости от последующих звуков. Звук в потоке речи редуцируется и произносится нетождественно изолированному.

Основная же трудность слияния заключается в преодолении типового звучания изолированно произносимых звуков и переход к слитному их звучанию, т.е. звучанию в живой речи, где оттенки звуков зависят от предыдущих и последующих. На этом этапе возникает противоречие. При выделении звука из состава слова ребенок называет чистый звук, а, сливая звуки в процессе чтения, он должен видоизменить его в соответствии с последующим звуком.

На ступени слогоаналитического (слогового) чтения дети уже знают многие буквы. Процессы слияния звуков в слоги не вызывает у них трудности. Если на предыдущем этапе чтение слогов превращалось в самостоятельную операцию, что ослабляло процесс их слияния в слово, то на данной ступени этот процесс теряет свою самостоятельность. Слоги становятся частью целого слова.

На этапе слогового чтения единицей чтения оптического восприятия является слог, но слияние слогов в слово продолжает быть затрудненным и тормозит процесс чтения, а также и понимание прочитанного. Ребенок не может сразу осмыслить слово, которое он прочитал по составляющим его частям. Но все же узнавание прочитанного происходит гораздо быстрее, чем на этапе овладения звуко – буквенными обозначениями.

Смысловая догадка проявляется не только в угадывании последнего слога, она определяется уже и прочитанными словами предложения. Но роль ее носит незначительный характер. Главное значение приобретают процессы восприятия. А потому известное влияние оказывает внешняя форма слова, его ритмико-слоговая структура.

Понимание прочитанного на ступени слогового чтения менее отдалено от восприятия слова, чем на предыдущем этапе. Однако разрыв еще существует, и это затрудняет понимание отдельных предложений и текста. Внимание читающего попеременно обращается то на процесс слияния слогов, то на процесс понимания. В результате теряется связь читаемых слов с ранее прочитанными. Еще слабы синтетические стороны процесса чтения. Чтобы осмыслить все прочитанное, ребенок должен представить и связать все слова данного предложения. Так как чтение – процесс равновременный, то понимание предложений, и особенно текста, затрудняется.

На ступени становления синтетических приемов чтения ребенок читает простые слова уже не по слогам, а узнает все слово по некоторым признакам. Но этот процесс еще не сформирован окончательно, так как читаемые слова не стали оптически привычными образами, поэтому узнавание часто является неточным. Сложные по структуре, малознакомые слова ребенок еще читает по слогам. На этом этапе читающий в большей степени опирается на содержание ранее прочитанного, чем на буквенный состав слова.

Последняя ступень формирования навыка чтения – синтетическое чтение. Эта ступень определяется основными чертами, характеризующими чтение опытного чтеца. Техника чтения на этой ступени уже не представляет затруднений. Не существует разрыва между восприятием и осмысливанием. Восприятие определяется узнаванием и пониманием ранее прочитанного. Автоматизация процесса чтения позволяет чтецу следить за текстом, производить его логический анализ. Таким образом, техническая сторона перестает затруднять чтеца. Чтение на этом этапе происходит автоматически. В центре внимания читающего теперь находится содержание, значение. На первый план выступает не восприятие зрительных образов, а усвоение мысли автора.

 

 

Яндекс.Метрика