Искусство речи










Учимся произносить правильно звук [Ч] 

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Нас вновь выручает Самуил Маршак, один из любимейших поэтов детей разных поколений, собравший в «Азбуке в стихах» такие разные и такие знакомые буквы русского алфавита. Двадцать пятой по счету значится буква Ч, как правило, символизирующая на письме звук [Ч]. Отсутствие категоричности в этом утверждении связано с законами орфоэпии русского языка, по которым написание и произнесение большого количества слов не совпадают. Так, в слове что, выступающем в роли вопросительного местоимения или подчинительного союза и в соответствии с произносительной нормой звучащем как [што], буква Ч обозначает звук [Ш]. Однако, речь о звуке [Ч], который  столь заметен в двустишии про черепаху.  

Звук [Ч] относится к группе шипящих и является согласным звуком сложного образования. [Ч] состоит из двух компонентов: взрывного, или смычного, и фрикативного ( щелевого). Это значит, что при произнесении звука кончик языка сначала смыкается с корнями верхних резцов – взрывной компонент, затем – после кратковременного «взрыва» - отходит к альвеолам и образует щель. Таким образом, по способу образования звук [Ч] относится к смычно-щелевым звукам, или к аффрикатам.

Правильная артикуляция звука [Ч] состоит в следующем: губы и зубы занимают положение, как при звуке [Ш]; передний край языка, как уже было сказано, сначала прикасается к альвеолам, производя звук [Т '], затем, отрываясь от них, переходит к последующему произнесению щелевого [Ш ']. В результате быстрого соединения этих двух звуков, мягкость которых обусловлена сильным подъемом спинки языка, слышится [Ч]. Мягкое небо во время произнесения [Ч] поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки раскрыты, так что звук произносится без голоса; выдыхаемая струя воздуха теплая.

Для овладения правильной артикуляцией [Ч] надо сначала предложить произнести звук на слух или прибегнуть к показу положения кончика языка и губ, дать возможность ощутить тепло выдыхаемого воздуха. Вызывание звука можно превратить в увлекательный момент подражания голосовым реакциям представителей животного мира. Так, вызывая звук [Ч], можно предложить ребенку показать, как стрекочет кузнечик, подобрав картинку с изображением насекомого.

Если же потребуется постановка звука, следует начать с общего для всех шипящих укрепления кончика языка и выработке умения удерживать передний край языка за верхними зубами. В качестве помощника понадобится звук [Т ']: подняв кончик языка кверху, надо произнести  отдельный звук  (Т ' – Т ' – Т '… ) или слоги  Т'И или АТ'; в это время с помощью шпателя или зонда передний край языка отодвигается в глубь рта, и за звуком [Т'] произносится [Ш']. В результате получается звук [Ч].  Иногда бывает достаточно во время произнесения [Т'] слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка отодвигается назад, производя [Ч].

 

Яндекс.Метрика